Арбоскульптура для начинающих своими руками из ивы: фото, как сделать

Арбоскульптура: история, принципы, алгоритм создания в саду

Для садовода, любящего растения и испытывающего удовольствие от общения с ними, интересным окажется новое направление в ландшафтном дизайне – арбоскульптура, или, иными словами, древоформирование. Если быть точным, то это хобби появилось давно – в начале ХХ века, но вторую жизнь получило лишь почти сто лет спустя благодаря увлеченности людей, искренне любящих природу и стремящихся сблизиться с ней.

Истоки арбоскульптуры

Древоформирование как искусство началось с причудливой «четырехножки» из деревьев, сросшихся по замыслу автора в единый ствол. Изобретателем направления стал американский фермер Аксель Эрладсон, создавший массу замечательных фигур, сформированных из изогнутых стволов и веток растений. Он использовал живые растения, продолжающие вегетировать, обрастать листвой, цветущие и плодоносящие.

Его «Древесный цирк» стал популярен и время от времени пополнялся новыми «аттракционами» и «артистами» в виде деревьев-людей, древесных стульев и колонн, изящных зеленых беседок и чудесных цветущих фонтанов. Невиданная популярность метода со временем сменилась забвением и лишь сейчас вновь стала интересна тысячам садоводов.

Принципы изготовления древесных скульптур

Многие путают арбоскульптуру с топиарным искусством (эффектной стрижкой деревьев и кустарников) или со стилем бонсай (выращиванием карликовой копии настоящего дерева). Общее между ними, безусловно, есть – работа с живым растением, с его стволом и ветвями. Но существенное отличие арбоскульптуры – создание из естественных материалов неестественных для дерева форм.

Каким образом работает «скульптор»-садовник? Он берет за основу молодые растения в основном с гибкими стволами и, как правило, на карликовом подвое. С помощью каркаса из дерева, металла или пластика побегу придают определенную форму и выжидают одревеснения ствола. Затем вновь отросшие ветви также заключают в каркас нужной формы и выжидают до следующего сезона. Для скрепления «деталей» используют приемы простого переплетения или прививки.

У этого направления в искусстве есть единственный, но очень значительный минус: деревья растут медленно. Для создания одной скульптуры порой требуется от 5 до 25 лет! Зато как феерично выглядят готовые шедевры: мебель с шатрами из зелени, человечки с шапками листьев на голове, чаши, тоннели и даже зеленые храмы!

Арбоскульптура в собственном саду

Глядя на фото готовых древесных композиций в парках мира, невольно задумываешься: а возможно ли сотворить такое простому смертному? Обычному человеку, загоревшемуся желанием постичь искусство древоформирования?

Ответ неожиданный: да! Научиться изготавливать фигуры из дерева может любой садовод, умеющий пользоваться прививочным ножом и имеющий терпение выжидать несколько лет для получения конечного результата.

Для того, чтобы попробовать себя в роли арбоскульптора, нужно высадить материал для работы. Звучит немного странно, но на самом деле это одно или несколько растений с гибкими стволами. В наших условиях можно использовать грушу, сливу, яблоню, вишню. Эти растения порадуют не только оригинально сформированными очертаниями стволов и ветвей, но и вкусными плодами. Помимо плодовых культур используют липу, клен, черемуху, рябину. Оптимальными считаются быстрорастущие ива и слива мелкоплодная. Они неприхотливы, обладают хорошей приживаемостью и скоростью роста.

Инструменты, которыми можно пользоваться, просты: ножовки, секатор, прививочный нож, шпагаты и материалы для каркаса (бамбуковые палки, металлические и пластиковые прутья).

Пробуем себя в роли скульптора

Рассмотрим простой пример – дерево со стволом, изогнутым зигзагом. Только представьте, как эффектно будет выглядеть такое растение под вашим окном!

Алгоритм начала формовки будет следующим:

  • молодой саженец с гибким стволиком располагают в посадочной яме под углом (30–45°) и закрепляют на каркасе;
  • побег в каком-то месте осторожно, чтобы не сломать, изгибают также под углом и место изгиба фиксируют к каркасу;
  • если позволяет длина саженца, побег изгибают еще раз и опять закрепляют;
  • все ветви, имеющиеся и образующиеся в процессе роста ниже изгибов, удаляют без образования пенька, срезы обрабатывают; ухаживают за растением, как обычно, поливают, обрезают; следующей весной отросший стволик вновь изгибают (пользуясь тем, что в начале сокодвижения он довольно гибкий) и закрепляют (со временем штамб утолщается, дерево сохраняет изгибы самостоятельно);
  • при желании можно посадить рядом еще несколько растений, переплести их или присоединить стволики методом прививки путем сближения (снимают кору и крепко обвязывают вместе).

Как видно из описания, арбоскульптура – это не самое сложное творение рук человеческих, поэтому вполне вероятно, что вскоре во многих садах появятся мебельные гарнитуры и заборы, навесы и просто изящные фигуры для украшения сада, изготовленные методом древоформирования. Более приближенный к природе способ их изготовления вряд ли найдется.

Контакты

Пишите нам на почту, звоните, используйте любой удобный вид связи. Мы постараемся исчерпывающе проконсультировать Вас и ответить на все вопросы. Мы Вам рады!

Адрес: г. Москва, 107045, Луков переулок, д. 4, офис 8

Арбоскульптура для начинающих своими руками из ивы: фото, как сделать

Процесс создания арбоскульптуры начинается c составления плана. Успешные арбоскульпторы всегда делают чертежи, которые включают общий вид конструкции, размеры и углы. Чертежи необходимы для того, чтобы в любой момент свериться с ними или что-либо изменить в создании конструкции.

Материалы и инструменты
Для создания арбопластических форм необходимо приобрести нужные материaлы. B зависимости от создаваемой формы понадобятся несколько сильных молодых деревьев.

Слева: Арбопластическая композиция Дэвида Нэша (см. ниже) из деревьев ясеня.

Растения, наиболее пригодные для создания арбопластических скульптур:

Ясень Fraxinus sp.

Платан Platanus sp.

Тополь Populus sp.

Береза Betula sp.

Вишня Prunus sp.

Яблоня Malus sp.

Черемуха Padus sp.

Всегда хорошо иметь дополнительные деревья такого же возраста в контейнерах. Из инструментов необходимы: садовый нож, секатор, проволока, колья, изолента, хлопчатобумажная лента, ножовка.

Местоположение
Тщательно выбирают место, на котором будет выращиваться арбоскульптура. От местоположения и почвы зависит вид дерева. При перемещении растения c одного места на другое исследуют типы почв и определяют виды деревьев, которые лучше произрастают в данных условиях. Местоположение также зависит от размера взрослого дерева.

Слева: Процесс создания арбоскульптуры начинается c составления чертежа и схемы посадки.

Технология посадки деревьев
Сначала копают яму, ширина которой должна составлять тройной размер от диаметра кома c корнями или контейнера. В это же время необходимо забить колья и бруски, которые будут нужны для подпорки молодого дерева. Каждое из деревьев сажается вместе c землей, мульчируется и основательно поливается. Посаженные деревья нуждаются в обильном поливе.

Формовка и скульптуризация
Это ответственная часть, и ее выполнение зависит только от фантазии и усердия исполнителя проекта. Для создания различных форм и скульптур нужно использовать метод прививки. Для сращивания ветвей следует срезать верхние слои древесины в месте предполагаемого соединения. Срез должен затрагивать кору и предшествующие слои камбия. Раневые участки связывают вместе изолентой, тем самым создается тесный контакт. Соединенные части будут постепенно срастаться. Через некоторое время изоленту удаляют, и дерево продолжает расти, сохраняя заданную форму.

Шар из ивы (справа – та же скульптура зимой)

Уход
Арбоскульптуры требуют много времени и заботы. Как только дерево вырастает и начинает принимать форму, появляются существенные вещи, кoторые должны выполняться для заботы o сохранности арбопластической формы.

Полив. Наиболее требовательны к поливу древесные растения при посадке, a также в засушливое лето.

Обрезка. Может быть эффективным способом регулирования направления роста. Она требуется при удалении нежелательных побегов и для направления их в нужное положение. Обрезка выше листа или нароста может переориентировать рост ствола, и с помощью этого можно управлять растением. Срез выше листа, устремленного влево, даст новый росток, который будет расти влево, и наоборот, срез выше листа, направленного вправо, даст новый росток и будет расти вправо.

Защита от ветра. Сильные ветра могут сломать ветви и быть разрушительными для дерева и его формы. C дополнительными перетяжками и укрепительной стойкой y дерева будет больший шанс сохранить форму.

Время и преданность делу
Арбоскульптура – это форма искусства, которая требует времени и преданности делу. В основе создания арбоскульптур лежит живое отношение между деревом и человеком.

Слева: На создание «Ясеневого свода» у Дэвида Нэша ушло 40 лет.

Приятно наслаждаться искусством, но интерес вызывает также и процесс создания и осмысления его. Большинство людей, когда их спрашивают, почему они создают произведения искусства, говорят, что это их страсть. Это нечто увлекательное и к тому же позволяющее найти выразительный выход своим мыслям, видениям и чувствам. B итоге люди могут выразить себя, развить художественное чувство и тем самым мотивировать себя для создания новых произведений искусства.

Иногда арбоскульптуры могу создаваться как символ идеологической позиции автора. Так, почти 40 лет назад, в 1977 году, британский скульптор Дэвид Нэш (David Nash) расчистил участок леса недалеко от своего дома в Уэльсе и посадил по кругу 22 саженца ясеня. В течение четырех десятилетий он методично формировал свой «Ясеневый свод» (“Ash Dome”), придавая стволам деревьев необычную форму – как бы закрученную вихрем. По его признанию, он хотел создать нечто такое, что символизировало бы долговечность и требовало многолетних усилий – как противопоставление сиюминутной политической и экономической конъюнктуре современной ему Англии. Точное место, где находится «Ясеневый свод» до сих пор держится в строжайшем секрете, и съемочные группы и фотографов, которым позволено увидеть его, привозят туда кружным путем, чтобы его расположение оставалось тайной.

«Ясеневый свод» Дэвида Нэша

Для создания арбоскульптуры требуется время, зависящее от размеров дерева, скорости роста, условий выращивания и уровня проекта. Начальную прививку и сгибание ветвей по проекту можно провести всего за час; перемещают ленты или другой укрепительный материал, который держит привитую фигуру в течение одного года, и следят, используя минимальный уровень обрезки. Большие проекты, такие как дом или высокая арка, могут занять 10 лет и больше, так как требуется выполнение большого числа прививок и других манипуляций с деревьями. Можно увидеть фигуру дерева уже через пару лет, но чем дольше оно растет, тем больше и сильнее оно становится.

Искусство формирования древесных стволов требует годы для завершения и может быть завершено, когда дерево умирает. Однако главное, что стоит понять, – это то, что мы можем строить и создавать новые образы для будущих поколений. Аксель Эрландсон начал выращивать свои деревья в 1920-х гг. И почти 100 лет спустя его творения по-прежнему одни из крупнейших достопримечательностей в тематическом парке.

Читайте также:  Садовые скульптуры как необычное украшение сада (+фото примеры)

Арбоскульптуры или как живые деревья превратить в предметы искусства в закладки 2

С каждым годом в садоводстве и ландшафтном дизайне появляется все больше новых тенденций. Иногда плоды бесконечных экспериментов завоевывают сердца любителей и профессионалов и выделяются в самостоятельные направления. Так произошло и с арбоскульптурами: они прочно заняли свою «нишу» в дизайне сада.


Арбоскульптура – особое искусство создания скульптур из живых деревьев

Что же на самом деле скрывается под этим названием?

Что такое арбоскульптуры, а также немного истории

Этот загадочный термин произошел от двух латинских слов: «arbor» — дерево и «sculptura» — скульптура. Все просто: «дерево» + «скульптура» = «скульптура из дерева». По сути так оно и есть. Только один важный нюанс: дерево должно быть живым, а не срубленным и обработанным.


Арбоскульптура. Фото с сайта sdelalsam.su

Арбоскульптура — особое искусство создания скульптур (а порой построек, декоративных и архитектурных форм) из живых деревьев. С самого раннего возраста саженцев садовники придают побегам желаемую форму, в рамках которой дерево будет расти не один и не два года. Чтобы увидеть желанные очертания, можно прождать 8-10 лет. Но оно того стоит! А теперь немного обещанной истории.

Сама идея приспосабливать деревья для создания сооружений родилась давно: достаточно посмотреть на подвесные мосты из каучукового дерева в Древней Индии, мосты из виноградных лоз в Китае и «живые» беседки, столь популярные в Европе. Но все они никак не относились к искусству, а строились исходя из нужд человека: например, чтобы перебраться с одного берега на другой.

Своей трансформацией в искусство арбоскульптура обязана Акселю Эрландсону. Американский фермер шведского происхождения, человек с незаурядным мышлением, Аксель увлекался выращиванием зерновых и бобовых культур. Его всегда поражало, как причудливо могут переплетаться растения, иногда создавая интересные формы. Естественно, ему захотелось «поучаствовать» в процессе. В итоге в 1919 году Эрландсон являет миру свои первые произведения искусства из живых деревьев. Это были: «спираль» из двух платанов, форму которым фермер придал благодаря прививкам и обрезке, и дерево-«четырехножка».


Аксель Эрландсон и одно из его творений. Фото с сайта data21.gallery.ru

На этом Эрландсон не остановился, и к 1947 году «портфолио» его работ заняло весь сад. Сам мастер и все члены его семьи никогда не стремились выставить коллекцию на показ, относились к ней как к хобби, пока миссис Эрландсон и их дочь Уильма не заставили его передумать. После долгого заграничного путешествия дамы сделали резонные выводы: люди падки на все оригинальное, они готовы платить за это немалые деньги. Так зачем же скрывать то, чего точно нет ни в одном саду Америки и Европы?! Аксель послушал их и открыл «Древесный цирк».

Он выкупил небольшой участок земли недалеко от туристического маршрута и пересадил туда все свои произведения, так как на выращивание новых ушли бы годы. Перечислять экспонаты можно до бесконечности: дерево-узел, дерево-лестница (формировалось 40 лет), дерево-корзина, дерево-арка, колонна из 6 деревьев и многие другие.


«Древесный цирк». Фото с сайта matadornetwork.com

Арбоскульптуры стали делом жизни мистера Эрландсона. К сожалению, секретов мастерства он никому не раскрыл. А на все восторженные возгласы и вопросы лаконично отвечал: «Я просто их об этом попросил!».

После смерти своего основоположника арбоскульптуры стали очень популярны. Нашлись и продолжатели дела – Бэки Нортей и Питер Кук, работающие со сливой и черемухой, а также Ричард Римс (именно ему принадлежит сам термин).

Основные виды арбоскульптуры

Из живых деревьев можно создать какие угодно фигуры и, как уже упоминалось выше, малые архитектурные формы. Поэтому деление на виды и подвиды очень размыто. Одно можно сказать точно: особняком от арбофигур и скульптур стоят поктре («живая» мебель) и арбоархитектура.

Поктре

В 1987 году Питер Кук представил общественности первое «живое» кресло.


Живое кресло. Фото с сайта colors.life

Но известен он стал благодаря «живым» зеркалам, которые можно назвать фирменным изделием мастера. Суть такого зеркала состоит в том, что у основания стволы деревьев переплетены друг с другом, затем они начинают постепенно расходиться, чтобы сверху разойтись в разные стороны. В получившуюся конструкцию вставляется зеркало. Для своих творений Кук использовал сливы и черемуху.

Однако «живая» мебель не пользуется бешеной популярностью.

  1. Во-первых, потому что эти изделия на любителя;
  2. Во-вторых, подойдут далеко не к каждому интерьеру;
  3. В-третьих, растет такая мебель очень долго. Есть вероятность того, что пока заказанное кресло или стул будет формироваться, надобность в нем пропадет.

Арбоархитектура

Многие дизайнеры видят будущее архитектуры в отказе от пластика и других искусственных материалов. Хотя и сооружениями из натуральных уже никого не удивишь. На помощь любителям отчаянных экспериментов пришла арбоархитектура. В Европе нередко можно встретить «живые» шатры, беседки и даже небольшие дома. Не правда ли, отличное решение для теплых стран? Дешево, экологично…Но, опять же, долго!

Есть и еще пара примеров:

  • «Световая башня» или, как ее еще называют, «Стройботаническая башня» в Германии;
  • «Живой дом» Константина Кирша – опять же в Германии;
  • Но больше всего поражает Собор Вегетале, возведенный, точнее, посаженный и выращенный Джулиано Маури в Италии. Художник высадил 2 рощи, которые превратились в величественные готические базилики. Переплетенные деревья образуют 42 колонны, которые держатся на каркасе. Когда архитектурная форма окончательно сформируется и деревья станут крепкими, необходимость в нем отпадет.


Собор Вегетале. Фото с сайта mobypicture.com

Интересно: Компания TreeNovation разработала концепт «живой» детской площадки, которая называется «Более добрый лес». В 2005 году этот проект был признан одним из самых перспективных по мнению Japan Design Foundation. Авторы предлагают вырастить детскую площадку из живых деревьев. «Она будет функциональная, приятная и зеленая!».

Какие растения подходят для арбоскульптуры

Чтобы создать даже самую маленькую арбоскульптуру, понадобится много времени и терпения. Тем, кто все же решится на это, нужно правильно выбрать породу деревьев. Прежде всего это растения, давно адаптированные к местному климату, а также не ломающиеся при сгибе. Из плодовых деревьев хорошо себя зарекомендовали вишня, яблоня, слива, алыча. Можно обратить внимание и на декоративные лиственные: клены, липы, березы, ивы, рябины.

Как создать арбоскульптуру на даче

Ландшафтные дизайнеры предлагают дачникам попробовать вырастить свои скульптуры, инструкции можно найти в журналах и на просторах интернета. Среди них — «живая» ваза. Для нее понадобится каркас (лучше всего из биопластика). В центре него находится саженец на слаборослом (карликовом) подвое.


Ваза Alastair Heseltine. Фото с сайта gardeninglife.xyz

Важно: карликовый подвой – подвой, позволяющий получить низкорослую форму деревьев.

После посадки начинающему арбоскульптору придется проводить ежегодную обрезку и подкормку. Интересно то, что подобные деревья всегда слабее своих сородичей, поэтому требуют большего ухода. Когда растение окрепнет, каркас убирается.

А вы бы рискнули создать свою собственную арбоскульптуру?

Изготавливаем арбоскульптуру

Желаете свой дом окружить живыми деревьями? Это не только обыкновенный шалаш из веток, а полноценный дом, который растет из года в год. Как у жителей Земли Пандора из кинокартины под названием «Аватар». Думаете, очень смелая задумка? Напрасно. Арбоскульптуры, либо искусство формирования фигур из живых деревьев, дает возможность вырастить на даче геометрические композиции и целые строения.

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство — жидкий газон AquaGrazz.

История арбоскульптур

Применять живую растительность для создания фигур и целых композиций люди стали очень давно. Прежде в основном это были мосты. К примеру, на территории Индии по сегодняшний день возводят, а вернее, сажают мосты из отростков корневых систем каучуковых деревьев. Всего лишь ожидают, когда отросток вырастет до противоположного берега и потом укореняют его в грунт: примерно за 12 лет может быть построен живой мост. На территории Японии по такому же принципу в ранние времена возводили подвесные мосты, которые изготовляли из виноградной лозы. Укоренившиеся отростки переплетали друг с другом.

Однако такой метод является лишь утилитарным способом. И лишь в XX столетии возведение фигурок из деревьев стало искусством. Арбоскульптуры обязаны своим возникновением Акселю Эрландсону, который был фермером из США. Он впервые создал живую скульптуру в виде спирали из двух сикомор и необыкновенную «четырехножку», которые соединены с помощью деревьев. Потом было огромное количество иных скульптур, а также Древесный цирк, у которого название говорит само за себя.

Далее его последователем стал Ричард Римс, который и дал название фигурам из живой растительности, отныне они стали именоваться арбоскульптурами. А еще два последователя этого искусства, Питер Кук и Бэком Нортем, стали изготавливать из деревьев живую мебель и называть это искусство Pooktre. В большинстве случаев данное словосочетание применяется в качестве синонима арбоскульптуры. Они применяют не сикомору, а сливу с садового участка. Работами мастеров на приусадебных участках стали кресла, шезлонги и даже зеркала из деревьев, которые ни в коем случае невозможно двигать со своего места – они растут и надежно прикреплены корнями к грунту.

Сорта деревьев для работ

Единственным недостатком уникальной скульптуры является период ее изготовления. К примеру, кресло можно получить в течение 7 лет.

Изготовление арбоскульптур

Как уже стало понятно, дизайнер, создающий арбоскульптуру, начинает работать со стволами и веточками. В отличие от арбоскульптур, топиарий является искусством фигурной стрижки деревьев или кустарников. Различные сорта деревьев можно скручивать в рогалики.

Рассмотрим, как изготовить такую арбоскульптуру своими руками:

  1. Главными работами по ее изготовлению является закрепление веточек на каркас для того, чтобы придать необходимую форму и срастить ствол и ветки различных деревьев.
  2. Придавать стволам определенную форму можно по принципу создания плодовых деревьев на шпалерах. Лишь разница в том, что шпалеры в основном плоской формы, а каркас для них можно делать любым. И не только с помощью деревьев, но и металла. К примеру, какой-то мебели.
  3. Для формирования арбоскульптуры нужно установить каркас, в центральной части высаживаем однолетние саженцы на карликовом подвое.
  4. Затем уже дело техники. То есть, грамотная ежегодная обрезка побегов и подкормка растений. Подобные растения в основном являются слабее сородичей, которые живут в естественных условиях. Через несколько лет каркас можно убрать. По такому же принципу из 4 саженцев можно получить спираль. Лишь разница в том, что каркас должен иметь цилиндрическую форму, которая установлена на 4 стойках.
  5. Более трудной задачей является сращивание стволов различных сортов деревьев. Тут применяется метод прививки. Стволы нужно очистить от коры и скрепить друг с другом с помощью обвязочного материала. Если есть необходимость, то их сразу можно крепить на каркас и оставить в таком состоянии на несколько лет до того момента, пока не окрепнут и не смогут сами держать форму.

На сегодняшний день большинство дизайнеров предлагает создавать арбоскульптуры на основании каркасов из особого биопластика. А как «подопытное» дерево можно применять быстрорастущие сорта ивы, которые могут в течение нескольких лет дорасти до двух метров. Это практически может решить основную проблему арбоскульптур – очень продолжительный период получения результата. И, по словам создателей проекта под названием ATREE, которое переводится как дерево, дизайн подобным деревьям можно придавать различной формы – к примеру, круг и многое другое. Еще одним красивым проектом является «Более добрый лес: живая детская площадка», над которой работали дизайнеры компании TreeNovation. Эта постройка отличается экологичностью и красотой. Хотя, пока она всего лишь в проекте.

Арбоархитектуры живых домов

Создавать большие дома из живых различных сортов деревьев является на сегодняшний день отличной идеей, которая привлекает многочисленных дизайнеров. Еще не дома, однако, шатры, коридоры из зелени, стеллы, которые созданы по методу арбоархитектуры, на сегодняшний день уже очень часто возводятся на европейской территории. А почему нет – разрешения на возведение не нужно, обходятся такие постройки дешево. К примеру, что-то наподобие таких шатров из ивы можно построить и на собственном садовом участке. Саженцы нужно закрепить на специальный каркас либо форму – выбор зависит от ваших предпочтений. Вы можете обойтись без какой-то прививки – побеги можно всего лишь переплести друг с другом.

Читайте также:  Хризантемы многолетние: сорта на фото, посадка, уход в открытом грунте, обрезка, размножение

Создание живых домов

На сегодняшний день арбоархитектура нашла свое выражение в проектах настоящих домов и даже же соборов. Их уже воплощают в жизнь. К примеру, в популярном на весь свет соборе из живых деревьев, который был создан одним художником из Италии Джулиано Маури в Бергамо. В качестве основы конструкции этого собора использованы 42 живые колонны – это деревья, которые закреплены на каркасе из дерева. В качестве каркаса сегодня многие берут металл или керамические колонки и многое другое. Со временем деревья создают арки с перекладинами и потребность в каркасе может отпасть. В то время, пока собор начинает «расти», каркас необходим.

Еще одним ярким примером является виртуозная прививка, которую сделал известный немецкий архитектор. Он построил живую башню из такого сорта деревьев, как ива. Она в рост достигает около 9 метров. Для возведения этой башни архитектор использовал около 200 семян, которые привиты один к другому, таким образом, можно создать переплетение на каркасах из металла. По мнению архитекторов, через несколько лет башня будет сама стоять и без каркаса. На сегодняшний день есть много иных архитекторов, которые занимаются строительством живых дворцов. В основном в качестве материала для таких построек они используют иву. Потому что это дерево самое простое и наиболее пригодное для такого типа построек.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что хотя это искусство новое, но изо дня в день оно приобретает все большую популярность и востребованность среди населения. Сегодня уже многие дачники прибегают к этому виду искусства и украшают свои приусадебные участки скульптурами из деревьев, которые служат изгородью и беседкой в саду.

Дачный дизайн с экзотикой: техника создания арбоскульптур из деревьев

Необычные вещи привлекали людей во все времена. А если удивительные формы принимают живые деревья, то мимо такой красоты никто не пройдет равнодушным. Одним из ювелирных направлений в ландшафтном искусстве можно назвать арбоскульптуру – выращивание деревьев в форме кресел, геометрических фигур, витиеватого орнамента и даже людей. Но не путайте арбоскульптуру с топиари и бонсай. Это три разных техники, и в чем их различие – разберемся на конкретных примерах. К тому же простейшие формы арбоскульптуры может создать любой дачник, у которого хватит выдержки и терпения для формовки, прививки и ухода за своими скульптурными деревьями.

Арбоскульптура – не новое направление. Его придумали еще во второй половине 19 века в Америке. Но до этого времени деревья, выращенные в технике арбоскульптуры, встречаются в Европе редко, а уж на территории стран бывшего Советского Союза и вовсе считаются экзотикой. Так что если вы хотите удивить всех знакомых и друзей, попробуйте создать в этой технике хоть одно дерево.

На таком оригинальном кресле понравится сидеть не только гостям, но и собственным детям, которые сделают его главным объектом для игр

Суть арбоскульптуры в том, чтобы в процессе выращивания растения придать ему причудливые формы с помощью искривления ствола, формовки ветвей и, если надо, прививок. На первый взгляд, техника смахивает на бонсай, где тоже бывают искривленные стволы. Но бонсай – искусство выращивания миниатюрных деревьев с полным сохранением признаков большого. А в арботехнике специально изгибают растение, придавая ему ненатуральную форму.

Разные формы можно придать культурам и с помощью техники топиари. Но в этом случае оригинальные формы и фигурки получаются благодаря постоянной стрижке листвы и тонких веточек. А в арбоскульптуре листья не трогают. Задача садовника – преобразить форму ствола, искривить скелет, пока он не успел одревеснеть. Причем можно экспериментировать не с одним саженцем, а объединять в один ансамбль по 3,4 и более деревьев. Их стволы соединяют методом прививки, а уж деревья сами залечивают раны, намертво прирастая друг к другу и образуя в месте соединения шрамы-наросты.

Прививки используют, когда создают скульптурную композицию из нескольких деревьев, а форму одного растения меняют с помощью сгибания ствола и ветвей

Какие деревья подойдут для арбоскульптуры?

Чтобы дерево стойко переносило все неприятности, которым будет его подвергать хозяин, оно изначально должно быть приспособлено к климату данной местности. Так что из самых обычных берез, рябин, кленов и черемухи легче всего создать скульптурные шедевры. Плодовые также неплохо переносят формовку, но урожаи начнут давать немного позже обычного срока: не через 4-5 лет (яблоня), а к 7 году.

Начинать осваивать новую технику лучше с ивы или сливы. Обе они быстро растут, хорошо приживаются и не требуют особого ухода. Если приобретать деревце в питомнике, то сразу надо узнавать, из каких краев привезено. Лучше чтобы оно было выращено на отечественных землях.

Полный список деревьев, которые легко поддаются искривлению, можно найти в энциклопедиях бонсай, так как эта техника получила гораздо большую популярность и, соответственно, больше транслируется в интернете. Правда, обращайте внимание на то, что для арбоскульптуры нужны именно деревья, в то время как бонсай подвергают и низкорослые кустарники.

Создать такой стол можно из любого крупного дерева, вроде липы, клена или даже плодовых культур, привитых на карликовые подвои

С чего начать: простейшие формы

Простейшим вариантом арбоскульптуры считается дерево, ствол которого изогнут зигзагом. Для того, чтоб получить такое чудо, надо:

  1. Купить саженец с гибким стволом. (Проверьте при покупке, слегка подвигав ствол в стороны. Если ствол успел одревеснеть – ищите более молодой саженец).
  2. Посадите растение не вертикально, а под некоторым углом (до 30 градусов), чтобы оно укоренялось уже с изгибом.
  3. Попробуйте наклонить макушку деревца и найдите то место, в котором оно лучше всего поддается сгибанию. Чаще всего это место в верхней, самой молодой части ствола.
  4. Все ветви ниже точки сгиба обрежьте на кольцо (прямо возле ствола, без пеньков).
  5. Из двух палок сбейте крестовидную опору так, чтобы она была выше саженца на 10-20 см, а место пересечения палок припадало на 1/3 верха опоры.
  6. Вкопайте опору в землю так, чтобы ствол оказался примерно по центру между палками.
  7. Привяжите к одной палке саженец, начиная от точки сгиба растения и до половины оставшейся части. Остаток верхушки изогните в противоположную сторону и привяжите ко второй палке, которая идет под углом к первой.
  8. Если растение слишком мало, сгибайте его только в одном месте и ждите пару месяцев, пока оно в таком состоянии подрастет, чтобы иметь возможность повторить изгиб.

Сгибать стволы можно только весной-летом, когда в дереве пошло сокодвижение. До этого момента саженец не обладает гибкостью и может треснуть при наклоне.

Угол изгиба ствола можно варьировать с помощью крестообразной опоры, раздвигая ее части подальше или поближе до момента фиксации дерева

Все скелетные ветви, находящие выше места первого сгиба ствола, надо тоже формировать. Для этого на дереве оставляют самые сильные ветки и придают им угол наклона, подвешивая на концах грузики. Если нужна строго горизонтальная линия или точно заданное направление, прибивают к основной опоре горизонтальные рейки в точках, где ветка отходит от ствола, и привязывают к ним середину и край ветки.

Когда вы увидите, что ствол и ветви огрубели, стали твердыми, можете снимать поддерживающий каркас. Изгибов ствола можно создавать таким образом сколько угодно, меняя опоры на более высокие.

Читайте также:  Как сделать красивый ландшафтный дизайн дачного участка своими руками, фото и видео с примерами

Скульптурные вазы из плодовых деревьев

Чтобы плодовые деревья вписались в ландшафт, можно усовершенствовать их форму, создав из ствола вазу, цветок, кубок, спираль и пр. В таком виде они будут декоративны в любое время года. Сделать скульптурный шедевр несложно, но придется формировать крону несколько сезонов.

Этап 1. Создание каркаса

Первым делом продумывают, какой формы будет дерево. Рекомендуем начать с вазы. Для этого сваривают металлический каркас в форме вазы, высотой и шириной не более 2 метров и устанавливают его на том месте, где предстоит расти деревцу. Каркас представляет собой кольцо метрового диаметра снизу, от которого идут вверх металлические изогнутые штыри (6-10 штук), с имитирующие форму вазы.

Сверху все штыри завариваются между собой с помощью еще одного металлического кольца, диаметром до 2 метров. Устанавливать надо основательно, чтобы каркас не покосился или осел со временем.

Если каркас чаши делать шириной более 2 метров, то желательно вставить опорное кольцо и посередине, чтобы конструкция хорошо держала форму

Этап 2. Посадка саженца

  • По центру нижнего кольца каркаса высаживают деревце. Делать это надо осенью, чтобы к весне растение укоренилось.
  • Саженец должен быть однолетний и привитый на карликовый подвой.
  • Ранней весной срезают весь верх саженца, оставляя только 30 см ствола.
  • Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти.
  • Остальные ветви срезают на кольцо.
  • Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Этап 3. Формовка основания древесной чаши

Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти. Остальные ветви срезают на кольцо.

Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Для четкого прослеживания красивой формы ствола, всю боковую поросль надо своевременно удалять, оставляя штамб абсолютно чистым, лишенным ветвей

Этап 4. Создание каркаса из ветвей

За год скелетные верхушечные ветви окрепнут, поэтому весной проводят их глубокую обрезку, оставляя только небольшую часть с двумя почками. Остальное – удаляют.

Из двух почек вырастут новые побеги, которые и станут гранями чаши. Каждый побег по мере роста фиксируют на штырях каркаса, чтобы придать ему строгое вертикальное положение. Вам остается следить за развитием дерева, подрезать на основных скелетных ветвях боковые побеги. Оставляйте на каждой древесной “грани” по 3-4 побега, срезав их верхушки до уровня второго от начала листа. На них начнут формироваться плодовые почки, и со временем ваша ваза покроется сочными фруктами.

Когда главные ветви достигнут верхних точек поддерживающего каркаса и одревеснеют, можете убирать металлическую конструкцию. Отныне дерево само будет держать заданную форму, а вам лишь останется прореживать лишние побеги и сдерживать рост верхушек, чтобы не потерялся скульптурный эффект.

Конструкции из нескольких деревьев

Достаточно просто создаются скульптурные композиции из нескольких деревьев. К примеру, из 4 ив или берез можно создать ошеломляющей красоты спираль. А делается это просто:

  • Готовим каркас. Нужно сварить каркас из металла в форме цилиндра. Цилиндр состоит из одинаковых колец снизу и сверху (до 2 метров в диаметре), и четырех штырей между ними. Штыри должны быть приварены на одинаковом расстоянии друг от друга. Далее вокруг штырей оборачивают толстую проволоку, начиная снизу и наматывая ее на каркас спиралью под углом в 40-45 градусов. Расстояние между спиральными кольцами – 35-40 см.
  • Сажаем и стрижем деревья. Затем высаживают 4 однолетних деревца по наружной стороне конструкции в точках, где у каркаса идут вверх опорные штыри. Стволы фиксируют к штырям, чтобы они развивались строго по вертикали. Скелетные ветви оставляют только те, что находятся на уровне проходящей спирали, и привязывают их к проволоке. Остальные удаляют на кольцо. На стволе в 2 метра высотой у вас должно получиться примерно по 5 ветвей. В какую сторону их направлять – смотрите по податливости побега. Куда он сам клонится легче, туда и фиксируйте. Постепенно ветви обмотают проволочную спираль, а через 2-3 года одревеснеют. Отходящие от этих ветвей побеги удаляйте, чтобы они не ослабляли рост главных ветвей.

Когда вся спираль закроется ветками, и они станут толстыми, проволоку снимают, а каркас разбирают. Получившаяся древесная спираль непременно будет выделяться в ландшафте, вызывая зависть у окружающих.

Нижнее опорное кольцо каркаса можно и не делать, если боковые штыри загнать глубоко в землю, чтобы они надежно держались

Как вы поняли из инструкции, стать скульптором в собственном саду весьма просто: нужно лишь иметь желание и хорошего сварщика под рукой, который сделает опорные каркасы.

Экзотические арбоскульптуры из дерева на даче

Человечеству свойственна любознательность и тяга ко всему необычному. В ландшафтном дизайне таким экзотом является арбоскульптура. Суть заключается в том, что обычным деревьям в процессе выращивания придают необычные формы в виде:

• стилизованных геометрических фигур;
• орнаментов;
• различных предметов (кресло, ваза и т. д.);
• образов людей, животных.

Из истории арбоскульптур

На просторах СНГ арбоскульптуры встречаются в единичных экземплярах. Техника выращивания из деревьев причудливых форм не нова. Впервые это направление появилось в США в 19 веке (вторая половина). Для европейцев арбоскульптуры начинают входить в моду относительно недавно.

Существует три техники по дизайнерской работе с деревьями:

• бонсай (миниатюрные деревья с сохранением признаков нормального дерева);
• топиари (придание форм за счёт постоянной стрижки мелких веток и листьев);
• арбоскульптура.

Породы деревьев для создания живых скульптур

Для техники создания необычных композиций из растущих деревьев подойдут такие местные породы:

• рябина;
• берёза;
• черёмуха;
• клён;
• ива;
• слива;
• плодовые деревья.

Дачник садовод в состоянии освоить такую технику ландшафтного дизайна. Практиковаться лучше сначала на ивах и сливах. Растут они быстро, неприхотливы, приживаемость хорошая.

Создание простейших форм

Арбоскульптура создаётся таким образом:

• берётся молодой саженец с не одеревеневшим стволом;
• высадите саженец под наклоном до 30 градусов;
• согните макушку деревца в самом гибком месте;
• ниже точки сгибания обрежьте все ветки на кольцо;
• сделайте опору (крестовидную) с таким расчётом, чтобы саженец был ниже её до 20 см, а перекрестие реек приходилось на одну треть верха опоры;
• опору вкопайте, при этом ствол должен быть по центру;
• саженец привязывается к рейке от точки сгиба до оставшейся половины;
• верхушка выгибается в обратную сторону и привязывается ко второй рейке (они под углом).

Выгибание стволиков производится в период движения соков (весна-лето). С помощью крестообразной опоры можно выбирать угол загиба путём смещения реек. Последующие ветки, выше первого сгиба также подвергаются формовке.

Удаляются все слабые ветки, оставшимся скелетным веткам придают нужный угол наклона. Для этого на кончики подвешивают груз. Придание горизонтального направления осуществляется за счёт привязывания ветки к каркасу. Опоры по мере огрубления веток можно переставлять для создания следующих искривлений.

Живой вазон из плодового дерева

Плодовым деревьям в саду можно придать такие формы:

• цветок;
• вазон (ваза);
• спираль;
• кубок и т. п.

Потребуется несколько раз формировать крону и не один сезон, хотя работа и не так сложна. Скульптура «ваяется» в несколько этапов.

Первый этап: создаём каркас

Обдумайте форму дерева. Легче начинать с вазы. Реализация идеи потребует сваривания из металла каркаса вазона с габаритами по ширине и высоте не больше двух метров.

Каркас выполняется в виде нижнего метрового кольца. По всему кругу привариваются выгнутые штыри (до 10 штук). По верхнему краю штыри свариваются с кольцом (диаметр до двух метров). Делайте каркас капитально, время не должно его «подкосить».

Второй этап: высаживаем саженец

В центре каркасной конструкции осенью высаживается однолетний саженец, привитый на карликовый подвой.
Весной верх срезается, ствол возвышается над землёй на 30 см.

Третий этап: формируем основание чаши

В рост идут боковые побеги. Обрезаются нижние веточки. Остаются верхние, их число равняется половине штырей каркаса. Летом побеги свободно растут, регулируйте питание путём наклонов побегов. Не ленитесь обрезать боковую поросль, штамб должен быть чистым без веток.

Четвёртый этап: выращиваем из веток каркас

Через год проводится глубокая обрезка скелетных веток. Оставляется две почки. Из них пойдут молодые побеги, будущие чашечные “рёбра”. По мере роста побеги фиксируются к каркасным штырям в вертикальном положении. Проводите обрезку скелетных веток, оставляя на них до 4 побегов. Оставляйте место для формирования плодовых почек. Со временем «каркасные» ветки огрубеют, и вам останется проводить своевременную обрезку и формовку. Металлический каркас снимается, дерево приняло нужную форму.

Композиции скульптур из группы деревьев

Из нескольких деревьев можно вырастить неповторимую скульптуру, художественную композицию.

Потребуется изготовить цилиндрический металлический каркас. Два кольца (снизу и сверху) и четыре штыря. Диаметром до двух метров. По штырям наматывается спиралью толстая проволока.

Высаживаем четыре деревца. Фиксируем к опорным штырям. Удаляются все лишние побеги. Выполняем наклоны, привязывая скелетные ветки к спиралям. Через три года сформируется наша спираль, и каркас можно будет удалить. Проводите обрезку лишней поросли.

Добавить комментарий